понедельник, 02 сентября 2013
А.В.Кобак и Ю.М.Пирютко
"Исторические кладбища Санкт-Петербурга"
Начало книги встречает нас описанием литературы, в которой упоминаются кладбища города.
Первая глава (история петербургского некрополя) знакомит нас с историей основания кладбищ, а также привязкой каких-либо кладбещинских событий с деятельностью какой-либо императорской особой. Например: "в апреле 1746 г. императрица Елизавета Петровна издала указ о закрытии Калининского и Вознесенского кладбищ. Причиной стало то, что веселая императрица "во время высочайшего своего шествия в Екатерингоф оные кладбища усмотреть изволила". Велено было засыпать их землей, а "погребать впредь мертвые тела в Ямской Московской слабоде, на Охте и на Выборгской стороне, а окромя оных в других местах... мертвых тел не погребать". Есть и описания знаменитых исторических личностей. Например, полководца Суворова, Чайковского и пр. Прослеживается развитие погребальных обычаев, дается расшифровка тех или иных традиций, символики, атрибутов погребения. Так же мы можем узнать о выдающихся авторов надгробий и ознакомиться с известными их работами. Есть и обзор кладбищенских церквей. Эпитафии. Есть даже перечень исторических захоронений и схемы каждого из кладбищ. И, конечно же, сноски и указатели по фамилиям.
любопытные выписки из книгиНа тело кладут покров - саван, в напоминание о пеленах Иисуса Христа во гробе. В руки покойного вкладывают образ Спасителя, на голову помещают венчик с изображением Иисуса, Богоматери и Иоанна Предтечи - в знак надежды на посмертное воздаяние по милосердию бога.
Павших воинов православные поминают в Димитриевскую Родительскую субботу, ближайшую к дню памяти святого Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября). Это поминовение установлено в XVI в. в память Куликовской битвы 1380г.
Венки из цветов с вензелями и лентами стали возлагать к гробу и выносить в ходе процессии лишь во второй половине столетия.
В лету 1918 г. относятся первые вскрытия мощей, приобретшие через полгода всероссийский размах. Эти акции были расценены как действенное средство антирелигиозной пропаганды и получили полное одобрение органов государственной власти.
Для даты кончины и числа прожитых лет оставлен пропуск, что указывает на старомосковскую традицию изготовления надгробной плиты еще при жизни заказчика.
Как правило, текст эпитафии начинается с указания даты кончины "в лето от рождества Христова", при этом нередко указывался не только день, но и час. Далее подробно перечислялись чины и звания погребенного, его награды и заключение указывалось, когда он родился и какое число лет, месяцев и дней прожил. Последовательность элементов эпитафии иногда менялась: с середины XVIII в. она начиналась обычно словами "на сем месте" или "под сим камнем погребен", - но все составные клише текста присутствовали, сохранившись до середины следующего столетия. Убористый текст, занимающий до двух десятков строк, начертание шрифта, его плотность, соотношение с пространством плиты сами по себе производят определенный художественный эффект. Над картушем с эпитафией на плитах XVIII в. часто изображался дворянский герб. Геральдическая мантия с короной, щит, лента с девизом занимают иногда большую часть плиты. В отличие от формализованного текста эпитафии, гербы придают памятнику индивидуальность и неповторимость. Общая композиция оставалась неизменной, только характер орнамента и тип шрифта позволяют отличать памятники по времени изготовления. К концу XVIII в. декоративное решение плит приобретает устойчивую лаконичность: обычно трапециевидная форма, над текстом вырублен символический сакральный знак (крест, "Всевидящее Око"), под текстом - "адамова голова" (череп с костями).
С конца XVIII в. погребения в храмах были запрещены.
Песочные часы с крыльями, пересеченные косой - символы Времени и Смерти. Змея, свернувшаяся кольцом, на языке классицизма символизировала Вечность; бабочка, рвущаяся из кокона, - Бессмертие души.
Эпитафия на памятнике Пуколовым:
Прохожий, ты идешь, но ляжешь так, как я.
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе:
Я - дома, ты - в гостях. Подумай о себе.
(с) П.И.Сумароков
Первый городской памятник в форме обелиска встал на Царицыном лугу в Петербурге в 1799 г. (обелиск "Румянцева победам", архитектор В.Бренна).
Первым скульптурным памятником, появившимся в Петербурге, было созданное в 1759 г. надгробие принцессы А.И.Гессен-Гомбургской, заказанное сводным братом принцессы И.И.Бецким парижскому ваятелю О.Пажу.
Для второй половины XIX - начала XX вв. наиболее распространенной формой становится надгробие в виде креста, водруженного либо на постамент прямоугольной формы, либо на каменную глыбу - "галгофу" (развитие этой формы может быть омечено с конца 1810-х гг.).
Над смотрителем Волквоского кладбища А.А.Худяковым (1879 г.) положен камень с такой надписью:
Прохожий, здесь лежит смотритель.
Живых он в горе утешал.
А мертвых в вечную обитель
Сам каждодневно провожал.
17 лет он здесь трудился,
Квартиры мертвым отводил.
Когда же с жизнью распростился
И бренный труп его остыл,
Он сам в квартире стал нуждаться,
Таков, знать, час уже пришел.
А новый
Квартиру здесь ему отвел.
Эпитафия на могиле сестер Е.А. и М.А.Бек. Одна умерла девицей, другая - матерью четырех детей:
Одна развиться не успела,
Другая пышно расцвела -
Лишь утра блеск одна узрела
Другая в полдень отцвела.
Так улететь спешат две розы
Дыханьем чистым в небеса;
Их цвет лишь прах; как наши слезы,
На них алмазная роса
(1834 г., Лазаревское кладбище)
Уходит человек из Мира,
Как гость с приятельского пира;
Он утомился кутерьмой;
Бокал свой допил, кончил ужин,
Устал - довольно! отдых нужен:
Пора отправиться домой!
Прохожий! Бодрыми ногами
И я ходил здесь меж гробами,
Читая надписи вокруг,
Как ТЫ мою теперь читаешь...
Намек Ты этот понимаешь.
Пр<ощай> же!.. До св<иданья>, д<ру>г!
На Лазаревском кладбище погребен основатель Херсона И.А.Ганнибал, двоюродный дед А.С.Пушкина.
В средние века церкви-усыпальницы знатных родов стали обычны во всем христианском мире. В допетровской Руси они сделались местом захоронения княжеских и большинства боярских династий. Иностранный путешественник писал: "Под каменными храмами у них подвалы, а под деревянными комнаты, и туда помещают более богатых умерших, заключивши их в склепе". В домонгольской Руси усыпальницей Мономаховичей служила церковь Спаса на Берестове, Ольговичей - собор Кириллова монастыря в Киеве, владимирских князей хоронили в Успенском соборе, новгородских - в Георгиевском, и т.д. Усыпальницей московских потомков Рюрика со времени Ивана Калиты становится Архангельский собор Московского кремля (цариц хоронили в кремлевском Вознесенском монастыре). Усыпальницей русского императорского дома стал Петропавлоский собор в Петербурге.
Прах Петра III в 1796 г. был перенесен в Петропаловский собор. Это произошло одновременно с погребением Екатерины II, 5 декабря, причем корону перед гробом императора нес один из его убийц Алексей Орлов.
Небрежное и неуважительное отношение к могилам усопших проявлялось и в старину. Автор брошюры о Смоленском кладбище, вышедшей в 1906 г., отмечал: "Не имея места, где бы можно было на свободе погулять и подышать свежим воздухом в нерабочее время, тысячи простого народа в воскресные и праздничные дни направляются на кладбище, причем многие из них тайком проносят с собой спиртные напитки и, подвыпивши позволяют себе такие вещи, которые вполне зазорны для христианина: рвут с могил цветы, ломают деревья, кресты, памятники, решетки, бьют стекла, учиняют раки и т.д. Пора бы, кажется, знать православному русскому народу, что кладбище - это нива Божии соберут жатву; пора бы знать, сколь тяжкий грех - тревожить и возмущать покой усопших; пора бы знать, что кладбища - не место для разгула, а место молитвы и сокрушения о грехах своих, место размышления о тленности и суетнсти всего земного.
На Смоленском православном кладбище похоронена няня А.С.Пушкина Арина Родионовна Яковлева (1758-1828)
На Смоленском православном кладбище стояла часовня над местом погребения юродивой Анны. Происхождения этой женщины никто не знал. Звали ее Анной Ивановной; один архиарей, которому эта нищенка предсказала епископский сан, устроил ее под фамилией Ложкиной в охтинскую богадельню. Скиталась Анна Ложкина в районе Сенной площади и Мещанских улиц. Одетая в лохмотья, она иногда заговаривала по-французски. Извозчики любили ее подвозить, считая, что это приносит удачу. Странный нрав и дар предвидения Анны напоминали петербуржцам о блаженной Ксении. Незадолго до смерти в 1855 г. Анна пришла на Смоленское кладбище, расстелила на земле платок и попросила священника отслужить панихиду по рабе Божией Анне. На этом месте ее и похоронили.
В 1933 г. митрополит был изгнан из бывшего монастыря, церковь закрыта. В ноябре 1937 г. восьмидесятипятилетний отец Серафим, ушедший на покой и живший на подмосковной даче, был арестован и расстрелян 18 декабря.
3 апреля 1881 г. на Смоленском плацу были повешаны "первомартовцы" - А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов и Н.И.Рысаков... Пять наспех сколоченных ящиков, вымазанных черной краской, привезли в товарном вагоне под надзором полиции на станцию Обухово. Полицейскую охрану на кладбище усилила прибывшая казацкая сотня. Без отпевания казненных опустили на дно приготовленной накануне ямы в самом дальнем углу кладбища, рядом с могилами самоубийц. Руководивший похоронами пристал Александро-Невской части приказал тут же сравнять могилу с землей, после чего взял со смотрителя расписку о неразглашении имен погребенных. Сейчас на этом месте выросли постройки домостроительного комбината.
В 1951 г. стали копать ямы под фундамент и случайно наткнулись на две старые могилы. Литая чугунная плита с надписью объяснила их происхождение: там покоится прах Николая Ивановича Путилова и его жены Екатерины Ивановны (ум. 1884). По распоряжению начальства плиту оправили на переплавку, а останки Н.И.Путилова сожгли в котельной некогда основанного им завода.
Стареет все, и все уносит время.
Но зрелища грустнее нет, когда
В заботах дня мятущееся племя
Приют отцов сметает без следа.
Печальный вид! Железная ограда
Разрушена кощунственной рукой,
Немых могил задумчивое сдао
Осквернено последнею хулой.
(с)К.Фофанов
@темы:
Книжности